Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагог-психолог

График работы

раскрыть » / « свернуть
12.09.2022

Акция "Неделя психологии"

раскрыть » / « свернуть
  • Костюкович Инна Ивановна
  • педагог-психолог
  • первая категория
  • высшее
раскрыть » / « свернуть

Проект «Школа как пространство доверия»

Стратегия «Школа как пространство доверия» является результатом научно-исследовательской работы, проведенной специалистами Республиканского центра психологической помощи УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» в партнерстве с Представительством Детского фонда Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ) и основана на принципах гуманной педагогики, системного и личностно-деятельностного подходов, ценностного отношения к другому человеку.

Пространство доверия формируется там, где дети и взрослые чувствуют понимание, находят поддержку и принятие, могут открыто говорить о своих переживаниях, проблемах и затруднениях. Ответственность за создание такого пространства в учреждениях общего среднего образования ложится в первую очередь на педагогов, предъявляя серьезные требования к эмоциональной стороне их личности, и подразумевает владение рядом определенных навыков.

Консультация для родителей

 Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Известно, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний.

Поначалу большинство родителей относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но довольно скоро их отношение начинает меняться и ребенок трех, четырех, пяти лет часто слышит, испугавшись, например, собаки: «Как тебе не стыдно! Ты уже большой!». Если про другие детские проблемы можно сказать, что ребенок их перерастет, то со страхом дело обстоит иначе. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним.

Наличие страхов у ребенка – явление нормальное. Каждый ребенок все равно чего-то боится. Большинство страхов чаще всего обусловлено возрастом и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

В противном случае, если страх ребенка игнорируется, высмеивается или подавляется, родители получают целый «букет» проблем в последующие годы: от школьной неуспеваемости до неуправляемого поведения. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым может привести непреодоленный детский страх. Т.е. в некоторых ситуациях страх принимает невротический характер и становится навязчивым. Что нужно делать родителям, чтобы этого не допустить?

Прежде всего, критически оценить семейную ситуацию и проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Ребенок при этом чувствует себя маленьким и слабым, а мир кажется ему чересчур враждебным. А иначе, зачем взрослым оберегать каждый его шаг? Обязательно нужно предоставлять ребенку свободу действий, даже если вы целиком и полностью уверены, что лучше справитесь с ситуацией.

Детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. В большинстве случаев непосредственной реакции на конфликт не бывает – родители ругаются, а ребенок может спокойно играть в комнате, вроде бы не обращая внимания, — но эта реакция просто оказывается отсроченной и выражается в какой-то другой, часто неожиданной форме. Например, ребенок начинает бояться привидений.

Чаще подвержены страхам ранимые и чувствительные дети. В этом случае совет один: контролировать увлечение детей фильмами ужасов, которые родители часто разрешают смотреть детям «для закалки». Страх сказочных персонажей, чудовищ и привидений один из самых распространенных страхов. И неудивительно, ведь нынешнее киноискусство нельзя назвать щадящим по отношению к детям. Поэтому даже к такому безобидному детскому развлечению, как просмотр мультфильмов, сейчас следует относиться очень осторожно. А если ребенок подвержен страхам, не стоит позволять ему подпитывать свою фантазию образами монстров. В то же время не стоит забывать и том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, властных или грубых родителей. И в этом случае придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет.

Над боязливым ребенком не в коем случае нельзя смеяться, что часто делается «из воспитательных соображений». Страх не пройдет. Он лишь заберется глубже и усилится. Ребенок замкнется в себе и перестанет доверять взрослым.

Распространены внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, поскольку излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не ходи – упадёшь», «Не бери — обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не совсем ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха.

Истинный страх одиночества часто присущ застенчивым, нерешительным детям. Их воображение не находит адекватного выхода и усиленно «штампует» страшные образы. Важнейшая задача родителей – направить богатое воображение ребенка на обучение его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению, потому что такие дети, как правило, не умеют играть самостоятельно.

Как сделать так, чтобы страх не принял невротического течения? Что нужно делать, чтобы сгладить проявления детских страхов?

— Страх можно попробовать с ребенком нарисовать. Обычно дети откликаются на просьбу нарисовать то, чего боятся. А далее вместе с ребенком можно нарисованного монстра разорвать, можно пририсовать ему несколько деталей, которые сделают «из страшилища посмешище», а можно вместе придумать, а затем и нарисовать, то, что поможет с этим страхом справиться, придумать способ, как побороть страх.

— Можно рассказывать придуманные вами сказки, в которых некий положительный герой встретится с тем, чего боится ваш ребенок. А затем возможно множество вариаций: со страхом можно подружиться, можно начать страху помогать, а можно помогать кому-то третьему освободиться от этого страха.

— Можно с ребенком играть. Игра в данном случае будет способом нейтрализации страхов, ведь жизненные обстоятельства в ней – в нашем случае страх – переживаются в условном, а значит ослабленном виде. Кроме того, в игре ребенок получает возможность приобрести какие-то навыки и нормы поведения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения. Подражание в игре любимым героям помогает побороть страх. Для снятия торможения и скованности, спутников страха, очень полезны шумные, подвижные игры, например, «Пятнашки». Игры в жмурки и в прятки помогают преодолеть страхи темноты и одиночества.

Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов.

Что важно знать родителям первоклассников. Рекомендации психолога.

Кажется, еще только вчера ваш малыш делал первые робкие шаги, а вот уже пришло время, когда он будет называться школьником. Как подготовить ребенка к этому важному этапу в его жизни и сделать так, чтобы новые обязанности были ему не в тягость, а только в радость?

Первая и основная задача родителей – создать позитивный настрой перед школой.  Важно психологически готовить малыша к новому жизненному этапу. Как это сделать?

— Разговаривайте с детьми. Цель таких бесед – поддержать в ребенке желание быть школьником и получать знания. Нужно заинтересовать ребенка именно в получении новых знаний. Также беседы и обсуждения вам помогут понять, в чем нуждается ваш будущий школьник, какая помощь ему необходима, что его тревожит.

— Обратите внимание на умение вашего ребенка общаться, как с детьми, так и со взрослыми. Хорошо, если ребенок легко вступает в контакт, признает авторитет взрослых.

Но что делать, если ваш ребенок боится или просто не хочет идти в школу?

Возможно, в этом косвенно виноваты сами родители, ведь взрослые часто увлеченно обсуждают школьные проблемы, особенно, если в семье есть старшие дети. То, что при этом присутствует ваш маленький сын или дочь, порой не принимается во внимание, а ведь наше недовольство или же беспокойство передаются ребенку. Не позволяйте себе и другим говорить: «вот в школе тебе придется…», «тебя вообще в школу не возьмут такого» и т.д. Это не значит, что вы должны расписывать школьную жизнь как непрерывный праздник, но помните, что об учебе надо говорить с уважением. Объясняйте ребенку: для того, чтобы учиться, нужно прикладывать усилия, не всегда делать только то, что нравится. Тем самым вы будете способствовать развитию волевых качеств в характере вашего малыша.

В последние недели, оставшиеся до наступления 1 сентября, проводите игровые тренировки в устном счете, развитии памяти и внимания, решайте логические задачи, читайте вслух и просите ребенка пересказать прочитанное. У будущего первоклассника должна быть хорошо развита рука (тогда он хорошо владеет карандашом, ножницами, его почерк будет более красивым, округлым), пространственная ориентация (умение правильно определять «выше – ниже», «вправо – влево» и т.д.). Ребенок также должен уметь удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут, слушать и слышать взрослого. Помните о том, что серьезная работа должна приобретать форму игры, это способствует лучшему усвоению материала. Но если ребенок наотрез отказывается заниматься, то не заставляйте его насильно это делать – так можно навсегда отбить охоту учиться.

Восстанавливайте режим. В августе режим дня будущего первоклассника надо начинать перестраивать на рабочий лад, ведь к 8-ми часам ему уже нужно быть в школе, и ребенок должен быть бодрым, выспавшимся и готовым к новым свершениям. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Вместе займитесь покупками. Пусть ребенок сам выберет ранец, тетради, ручки и карандаши. Это способствует формированию позиции школьника.

Всячески поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

В современном обществе люди разучились долгое время находиться вместе в замкнутом пространстве. Но ситуация складывается так, что и взрослые, и дети вынуждены целыми днями находиться дома. Как совладать с неугомонным школьником и заставить его делать уроки, а не пропадать целыми днями в гаджетах?

Спокойствие, только спокойствие. Главное- не паниковать. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей.

Режим-прежде всего. Одна из самых важных вещей во время каникул- это режим. Если у ребенка забрать режим, то он становится нервным, раздражительным, потому что у него нет понимания структуры дня. Ребенку важно иметь план в голове. Когда у него есть какой-то порядок, алгоритм действий, то он спокойный, уверенный, веселый, потому что знает, что будет дальше. Важно, чтобы ребенок понимал, что за чем следует.

Составьте расписание

Планировать каждодневное расписание – не самое веселое из занятий. Однако и его можно превратить в игру. Составьте вместе с ребенком план на  неделю и на каждый отдельный день. Выберите, что он будет делать по учебе, как и когда будет отдыхать. Ребенку будет проще сделать это в форме игры: пусть нарисует себе красочный план, или устроит игру «в офис» и записывает важные задачи, как папа или мама. Не обязательно строго расписывать все по часам, но нужно наметить примерные мероприятия минимум на 5-7 дней вперед. 

Откройте домашний спортзал

Многие дети остались без привычной физической нагрузки. Очень важно продумать, как продолжать тренироваться. Есть различные онлайн-занятия, но вы можете предложить ребенок самому составить график занятий и план упражнений, которые он готов и умеет выполнять. Кроме того, подкиньте ему идею, что он может по видеосвязи подключать к таким занятиям кого-то из своих друзей, ведь вместе все делать намного веселее. В крайнем случае включите музыку, которая нравится вашему ребенку, и пусть он под нее танцует. Как умеет. Главное — двигаться.

 

 

Научите строить дома шалаш

Знает ли ваш ребенок, что такое шалаш? А вы показывали, из чего его можно соорудить в домашних условиях? Если нет, сделайте это, если да, напомните об этом развлечении! В ход могут идти стулья, занавески, подушки, пледы… Озвучьте идею, опишите возможный набор "инструментов", а остальное позвольте придумать все самому.

Научите мастерить подделки

Если вам нужно работать, и нет времени мастерить что-то вместе, то найдите  время хотя бы для того, чтобы найти в интернете соответствующие видео. Длится оно обычно не очень долго. Его главная задача — заинтересовать и показать, что нужно делать. Дальше ребенок переключится на реальную жизнь: постарается найти все необходимое для изготовления поделки (в случае необходимо помогите) и затем будет на какое-то время занят.

Покажите увлекательные опыты

Если сами не умеете проводить никакие эксперименты, то есть много различных книг и видео на эту тему. Именно с информацией, доступной и безопасной для детей. Главная задача взрослого — обеспечить безопасность проведения таких экспериментов (попросите ребенка быть в поле вашего зрения), поэтому покажите источники информации, попросите рассказать, что именно хотелось бы сделать и проконтролируйте это.

Разрешите что-нибудь приготовить

Дети очень любят помогать родителям на кухне с раннего возраста. Главное в этот момент не обрубить это желание на корню, прогнав подальше, мол, не мешайте. В зависимости от возраста у вас сейчас либо есть верные помощники на кухне, готовые что-то помыть, почистить, принести, подержать, перемешать, либо юный повар, готовый к новым кулинарным свершениям. Попросите его приготовить завтрак, обед, ужин или испечь пирог, придумать новый десерт и т.д. Пусть увлеченно ищет рецепты!

Разведите  «огород на подоконнике»

Решите, что именно вы хотите вырастить, купите все необходимое, если у вас этого нет, и приступайте к делу! Если идея ребенку нравится, то вы можете попросить его сначала определиться с тем, что ему было бы интересно посеять, потом составить список вещей, которые нужны для реализации задуманного, и инструкцию дальнейших действий (сколько раз поливать, когда появятся первые ростки и т.д.)

Составьте  Карту желаний

Период, на который составлять карту желаний, ребенок может выбрать сам. Ее можно клеить, рисовать, вырезать картинки из журналов или просто расписать свои заветные желания и мечты. Это непаханое поле для творчества и выражения личности.

Выберете книги для чтения

Найдите список книг для ребенка определенного возраста и попросите его выбрать по названиям то, что его заинтересовало больше всего. Затем выписать это на отдельный листик. Многие книги доступны онлайн или в формате аудио. Протестируйте разные форматы, может быть к собственному удивлению найдете что-то, о чем раньше и не думали. Также вы можете предложить ребенку самому стать писателем — сочинить сказку или рассказ.

Творческая мастерская

Понаблюдайте, к чему тяготеет ребенок, и найдите в сети уроки по хенд-мейду: аппликация, вышивка, изготовление кукол-мотанок, декупаж, поделки из бумаги, ткани, глины. Это настоящее путешествие, в котором, если подготовитесь, вы сможете показать и открыть ребенку много нового. 

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том,

что ребёнку плохо в классе:

 Ребёнок:

  • неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
  • ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками

  1. Приучайте ребёнка к самостоятельности. Не следует лично приходить в школу разбираться с обидчиками своего ребёнка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.

Не спешите бросаться защищать ребёнка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребёнку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребёнка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребёнок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.

  1. Разберитесь в причинах, подчёркивая достоинства ситуации.

Необходима эмоциональная доброжелательная поддержка чуткого взрослого. Сначала разберитесь в причинах непопулярности ребёнка и попытайтесь их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займитесь его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом спорта. Подчёркивайте его достоинства при каждом удобном случае. Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом и не забывайте, что ребёнок смотрит на себя глазами близкого взрослого.

  1. Интересуйтесь делами и жизнью ребёнка.

Стоит проявлять интерес к делам своего ребёнка, но делать это ненавязчиво.

Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдайте за ним. Заметив в поведении отклонения, надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребёнка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведёт ребёнок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д.Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

  1. Привлекайте к проблеме учителя.

Помните: положение ребёнка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100%. Поэтому, если у ребёнка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему поможет только учитель, подав ребятам знак, что ребёнок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребёнка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Всё это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

  1. Научите ребёнка заводить знакомства.

Надо учить ребёнка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, учиться терпимости и уживчивости. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребёнка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребёнком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей — весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребёнка.

  1. Разрушайте стереотипы.

Посоветуйте ребёнку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребёнок ведёт себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребёнку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребёнка постоянно унижают или избивают — немедленно реагируйте. В первую очередь, оградите ребёнка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит — они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребёнку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего, его придётся перевести в другой класс. Ребёнку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

  1. Говорите слова любви, придающие уверенность. 

Родитель — "продюсер" талантов своего ребёнка. В разговорах с ребёнком или в его присутствии не следует давать оценки другим взрослым (родителям, учителям), детям. Говорите своему ребёнку почаще слова, свидетельствующие о безусловной любви и формирующие уверенность в себе.

«Я тебя люблю. Я тебе доверяю. Я на твоей стороне», «Как бы ты сам поступил? Как ты сам можешь изменить ситуацию?», «У тебя всё получится совершенным наилучшим безопасным для тебя образом», «Ты сильный, ты умный, ты способный, не сдавайся»

  1. Создайте ребёнку круг общения.

Надо помочь организовать общение ребёнку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребёнку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребёнок ещё маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

  1. Научите говорить "нет".

Не надо пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Ребёнок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Разделы сайта