ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в олимпиаде по учебному предмету «Химия»
7 класс
Тема 1. Химия – наука о веществах (7 часов)
Химия в ряду естественных наук. Возникновение понятия «химия». Из глубины веков: историческая ретроспектива становления и развития химической науки. Достижения современной химии на службе человека. Методы исследований, используемых в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Простейшие химические приборы и посуда. Понятие о методах очистки и разделения веществ: перегонка, хроматография.
Демонстрации:
1. Портреты ученых-химиков.
2. Занимательные опыты (2-3 на выбор учителя).
3. Перегонка воды.
Лабораторные опыты:
1.Разделение цветных жидкостей (раствора перманганата калия; бриллиантового зеленого) методом бумажной хроматографии.
Практические работы:
1. Основные приемы лабораторных работ: измельчение, растворение, нагревание, выпаривание.
2. Измерения в химии: определение массы на рычажных весах; определение плотности жидкости ареометром; определение объема жидкости с помощью мензурки или мерного цилиндра; определение температуры жидкости.
3. Способы очистки веществ: перекристаллизация сульфата меди(II).
Тема 2. «Кирпичики» мироздания (4 часа)
Атомы и молекулы – составляющие вещества. Химический элемент как определенный вид атомов. Первые «имена» веществ. Символы химических элементов. Современный химический язык и его создатель Й.Я.Берцелиус. Дж.Дальтон – скромный учитель математики и основоположник атомной теории строения вещества. Закон кратных отношений. Состав вещества. Спор Ж.Л.Пруста и К.Л.Бертолле о постоянстве состава вещества и ограниченность его применения. Атомно-молекулярное учение. Основные положения атомномолекулярного учения. Роль М.В.Ломоносова и Дж.Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.
Расчетные задачи:
1.Вычисление массы вещества на основе закона постоянства состава.
Демонстрации:
4. Изучение и сравнение физических свойств веществ: поваренной соли, сахара, алюминия, цинка, железа, меди, воды, порошка серы.
5. Набор моделей атомов.
6. Соединение серы с железом.
Тема 3. События в мире веществ – химические реакции (6 часов)
Признаки и условия протекания химических реакций. Изменение энергии – одна из важнейших причин протекания реакций. Понятие об энергии активации. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Простейшие первоначальные представления о скорости химической реакции и возможностях ее изменения. Теория флогистона Г.Шталя и ее подтверждение в опытах Р.Бойля. Удар М.В.Ломоносова по теории флогистона. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. М.В.Ломоносов – выдающийся ученый-энциклопедист, его роль в развитии химической науки.
Расчетные задачи:
2. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Демонстрации:
7. Опыты, иллюстрирующие признаки химических реакций: взаимодействие перманганата калия с лимонным соком; взаимодействие питьевой соды со столовым уксусом; взаимодействие раствора медного купороса со щелочью.
8. Опыт, подтверждающий изменение запаса энергии при протекании химической реакции: разложение малахита.
9. Опыты, иллюстрирующие различную скорость протекания химической реакции: действие кристаллического, а затем разбавленного водой медного купороса на железный гвоздь.
10. Взаимодействие алюминия с иодом.
11. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях (2 по выбору учителя).
12. Опыты, иллюстрирующие химические реакции с различным тепловым эффектом (2–3 по выбору учителя).
Практические работы:
4. Типы химических реакций.
Лабораторные опыты:
2. Замещение меди из раствора хлорида меди (II) железом.
Тема 4. Кислород и его «потомки» (4 часа)
Кислород как химический элемент и простое вещество. История открытия и способы получения кислорода: опыты К.Шееле и Дж.Пристли. Кислородная теория горения и ее создатель А.Л.Лавуазье. А.Л.Лавуазье – один из основоположников научной химии, финансист, общественный деятель Франции. Изучение А.Л.Лавуазье процессов горения и дыхания. Озон – родственник кислорода. Понятие об аллотропии. Углекислый газ – «лесной воздух» из сгоревшей золы: история открытия углекислого газа И.Б.Ван-Гельмонтом. Оксиды – «дети» кислорода и других элементов.
Расчетные задачи:
1.Вычисление относительной плотности газов.
Демонстрации:
13. Количественное определение содержания кислорода в воздухе (опыт Лавуазье).
14. Получение кислорода разложением пероксида водорода с использованием в качестве катализатора оксида марганца(IV).
15. Обнаружение углекислого газа с помощью известковой воды.
Лабораторные опыты:
3. Ферментативное разложение пероксида водорода под действием каталазы, содержащейся в картофеле.
Тема 5. Водород и его «потомки» (4 часа)
Водород как химический элемент и простое вещество. Водород – самый легкий газ. История открытия водорода. Г.Кавендиш – самый богатый ученый и самый умный из богачей. Жизнь под девизом: «Все определяется мерой, числом и весом». Индикаторы – вещества-«хамелеоны». Природные индикаторы: сок капусты, свеклы и ягод. Кислоты и соли, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрации:
16. Наполнение водородом мыльных пузырей.
Лабораторные опыты:
4. Действие кислот на природные индикаторы.
Практические работы:
5. Получение сульфата меди (II) взаимодействием оксида меди (II) с серной кислотой.
Тема 6. Удивительное вещество – вода (3 часа)
Характеристика воды как сложного вещества. Роль воды в природе и жизнедеятельности организмов. Проблема охраны водоемов от загрязнения. Беларусь – край голубых озер. Химический смысл понятия «основание». Основания на службе химической науки и их использование в хозяйственной деятельности человека.
Демонстрации:
17. Образцы твердых оснований и их растворов.
Лабораторные опыты:
5. Действие растворов щелочей на природные индикаторы.
Тема 7. Родословная классов неорганических веществ (5 часов)
Оксиды – «потомки» кислорода. Кислотные, основные и амфотерные оксиды – «родители» гидроксидов. Гидроксиды – «потомки» оксидов. Кислоты – «потомки» кислотных оксидов. Основания – «потомки» основных оксидов. Соли – «потомки» кислот и оснований. Взаимные превращения различных классов неорганических веществ.
Практические работы:
6. Решение экспериментальных задач.
раскрыть » / « свернуть