Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Инновационная деятельность

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников"

Сроки реализации инновационного проекта: 2021-2024

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 Актуальность проекта

Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности. Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.

Теоретическое обоснование инновационного проекта 

Понятие «многомерное чтение» в методику вводится впервые, что обусловлено необходимостью обозначить и зафиксировать авторскую технологию, которая в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под научным руководством Гин С.И.
В данном понятии отображается сущность инновационного подхода: многомерный текст (в смысловом, коммуникативном, прагматическом плане) предполагает адекватное многомерное изучение и многоаспектно раскрывается на содержательном уровне. Теоретической основой проекта является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных умений,  сформированных в системно-деятельностном решении проблем, использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных заданий.
Технология многомерного чтения опирается на концептуальные положения личностно ориентированного образования и гуманистической педагогики, которые предполагают включение в образовательный процесс субъектного опыта учащихся, накопленного ими в результате индивидуальной жизнедеятельности, через раскрытие его содержания и согласование этого содержания с социокультурным образцом. При этом с позиций личностно-деятельностного подхода человек и его психика определяются, развиваются и проявляют себя исключительно в деятельности, вследствие чего формирование любого социально-психологического качества личности требует включения его в систему специфической для данного качества деятельности.
Для формирования креативнойсоставляющей функциональной грамотности используется опыт ТРИЗ-педагогики. Разработкам теории решения изобретательских задач в области образования посвятили свои исследования Г.С. Альтшуллер, В.Г. Березина, М.С. Гафитулин, А.А. Гин, С.И. Гин, М.М. Зиновкина, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, И.Н.Мурашковская, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Г.В. Терехова, Н.Н. Хоменко и др. Для активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся, направленной на получение новых результатов, разработаны приемы развития творческого мышления и творческого воображения, методики создания творческих продуктов, дидактические игры для овладения основными понятиями теории.

КОНСУЛЬТАНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Гин Светлана Ивановна,

профессор кафедры педагогики и частных методик государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент

8 (0232) 33 93 77

svetgin@mail.ru

Капшай Наталья Павловна,

доцент кафедры педагогики и частных методик государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент

8 (0232) 33 93 77

nkapshaj@gmail.com

Добродушенко Марина Иосифовна,

проректор по научно-методической работе государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования»

8 (0152) 68 31 57

адрес: 230023, Гродно, Гагарина, 6, каб. 209

m.dobrodushenko@mail.ru

Разделы сайта