ПРОГРАММА
объединения по интересам «Занимательный немецкий»
возраст воспитанников – 13-15 лет,
срок реализации – с 12.08 по 20.08
Пояснительная записка
Педагогическая идея программы «Занимательный немецкий»
На базе ГУО «Гимназия г. Шклова» создается один отряд из учащихся, которые мотивированы на углубленное изучение немецкого языка летом.
Работа начинается с выбора командира отряда, разучивания отрядной песни и девиза. В кабинете немецкого языка создается атмосфера праздника и отдыха, оформляется отрядный уголок.
Каждый день работы лагеря начинается с оздоровительной и фонетической зарядок, далее согласно учебно-тематическому плану учащимся предлагаются различные мероприятия на немецком языке. Так же ежедневно воспитанники принимают активное участие в мероприятиях всего лагеря: спортивных, интеллектуальных, творческих.
Отличительные особенности программы:
- тематика, соответствующая возрастным особенностям и интересам детей;
- количество участников профильной смены – 7 человек;
- игровая форма представления и закрепления языкового материала;
- данная программа разработана специально для тех, кто хочет максимально отдохнуть и получить лингвистическую практику немецкого языка. Воспитанника ждет деятельность в формате игр, развлечений, спортивных мероприятий и т.д.
Основная тематическая направленность программы «Занимательный немецкий» - социальная жизнь, культура, отдых, увлечения Беларуси и стран изучаемого языка. При этом лексическая основа программы сформирована с учетом возрастных особенностей и программы школьного курса немецкого языка и ситуаций практического применения необходимых данной возрастной группе.
Программа дополнительного образования детей и молодежи «Занимательный немецкий» (далее – программа) составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (общественно-гуманитарный профиль), утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123. Данная программа определяет цели, задачи изучения предмета «Немецкий язык», срок реализации программы, учебно-тематический план, количество часов, отведенное на изучение предмета «Немецкий язык», тем, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации образовательной программы «Занимательный немецкий».
Программа включает образовательную область: «Немецкий язык».
Цель: стимулирование интереса к изучению иностранного языка и углубление знаний воспитанников, языковое и речевое развитие личности воспитанника путем обеспечения практического владения немецким языком как эффективным средством общения в единстве его когнитивной, коммуникативной и экспрессивной функций; усвоение и актуализация знаний об изучаемом немецком языке; овладение навыками и умениями иноязычной речевой деятельности (восприятие и понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письменная речь).
Задачи:
- расширить словарный запас воспитанников; закрепить знания в процессе овладения лексическим и фонетическим материалом; активное использование знаний в монологической и диалогической речи с максимальным приближением к атмосфере естественного языкового общения;
- раскрыть творческий потенциал воспитанников средствами игровой, творческой деятельности;
- создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления воспитанников в летний период;
- создать атмосферу психологического комфорта для каждого воспитанника;
- укрепить физическое здоровье.
Актуальность программы заключается в создании условий организации активного отдыха и досуга, оздоровления, интеллектуального развития учащихся с использованием современных технологий и творческого подхода. По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены на базе ГУО «Гимназия г. Шклова», построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей от 13 до 15 лет. Срок реализации программы: с 12 августа по 20 августа 2022 года. Образовательный процесс при реализации программы «Занимательный немецкий» составляет 36 часов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы включает: дидактические материалы (карточки, раздаточный материал, тесты), видео- и аудиопродукция по темам (компакт-диски, интернет-ресурсы), интерактивная доска, ноутбук.
Кадровое обеспечение: педагоги немецкого языка ГУО «Гимназия г. Шклова». Кадровый состав лагеря профессионально компетентный, имеет высшее образование и многолетний опыт работы с детьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Название темы занятия
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Каникулы
|
4
4
|
1
|
3
|
Путешествие
|
4
|
1
|
3
|
Литература
|
4
|
1
|
3
|
Кино
|
4
|
1
|
3
|
Музыка
|
4
|
1
|
3
|
2
|
Страна изучаемого языка
|
4
|
1
|
3
|
Беларусь
|
4
|
1
|
3
|
3
|
Здоровый образ жизни
|
4
|
1
|
3
|
Итоговый квест
|
4
|
-
|
4
|
Итого
|
36
|
8
|
28
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Каникулы (4 ч.)
Рассказать о своих занятиях на каникулах.
Расспросить друга о его занятиях на каникулах.
Рассказать о летнем отдыхе .
Рассказать о самом ярком впечатлении во время каникул.
Теория: « Прошедшее время dasPerfekt, глагол «sein» в простом прошедшем времени Präteritum, предлоги двойного управления in, an, auf».
Практические упражнения:тест, игра «Переводчик»
Лексическиеединицы:die Ferien; die Ferien dauern (hat gedauert) /
beginnen / enden / sind zu Ende /; die Ferien verbringen; das Gepäck; im Dorf ;das Ferienlager (die Ferienlager); im Ferienlager ;der Fluss (die Flüsse); am Fluss; im Fluss ; die Insel (die Inseln); auf der Insel ;das Land; auf dem Lande ;das Meer (die Meere) / die See (die Seen); am Meer / an der See; im Meer / in der See ;der See (die Seen); am See; im See ;der Wald (die Wälder) лес; im Wald ;das Zeltlager (die Zeltlager); im Zeltlager ;angeln;der Ausflug (die Ausflüge);einen Ausflug machen / planen;Sandburgen bauen;die Großeltern besuchen;Fahrrad fahren;Muscheln sammeln ;schwimmen ;tauchen (hat getaucht) ;wandern / eine Wanderung machen.
Практические занятия:1. Игра «Знакомство» ( 0,5 ч.);
- Разучивание названия и девиза отряда и отрядной песни «Ferienzeit». (1 ч.);
3. Пригласительная открытка для друга/подруги «Каникулы вместе» (1 ч.)
4.Разучивание диалогов «Где и как можно провести каникулы» (1 ч.)
5.Рассказ « Самое яркое впечатление на каникулах» (0,5 ч.)
Тема 2: Путешествие (4ч.)
Рассказать о предпочтениях в путешествии.
Расспросить о предпочтения в путешествии.
Рассказать о своём последнем путешествии.
Высказать своё мнение о путешествии.
Принять/отклонить предложение о путешествии.
Рассказать о путешествии, запомнившемся по книге/фильму
Теория: Степени сравнения прилагательных, временная форма настоящего времени, предлог дательного падежа mit.
Практические упражнения: викторина «Путешествие по Германии»
Лексическиеединицы: mit dem Bus, mit dem Schiff, mit dem Zug, mit dem Flugzeug, mit dem Auto, akkurat, ängstlich, arbeitsam,
aufmerksam , ausgezeichnet, bedeutend, begabt, beschränkt, böse, braun
Практические занятия:
- Играпутешествие «Wir besuchen die Familie Krause» (1 ч.)
- Своя игра «Путешествие по странам изучаемого языка» (1 ч.)
- Игра «Эрудит»
- Проект по теме «Путешествие»
Тема 3: Страны изучаемого языка (4ч.)
Рассказать о памятных датах и традициях Республики Беларусь.
Расспросить о памятных датах и традициях страны изучаемого языка.
Описать народный праздник.
Порекомендовать посетить/ принять участие в культурных мероприятиях.
Сравнить обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка.
Практическиеупражнения:Игра «Ромашка»
Лексическиеединицы: reisen, sich auf die Reise machen, sich wenden an (+Akk), der Ausflug, der Urlaub , war es im Urlaub, sich erkundigen nach (+Dativ), buchen, vornehmen, eine Umbuchung vornehmen, antreten (+Akk)
Практическиезанятия:
1. Игра «Wir fahren nach Berlin»
2. Урок-коллаж «Wir lernen über Berlin sprechen»
3. Викторина «Städte Deutschlands»
4. Проектпотеме „Deutschland“
Тема 4: Беларусь и страна изучаемого языка (4 ч.).
Рассказать о памятных датах и традициях Республики Беларусь.
Расспросить о памятных датах и традициях страны изучаемого языка.
Описать народный праздник.
Порекомендовать посетить/принять участие в культурных мероприятиях.
Сравнить обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка.
Теория: окончания прилагательных.
Практические упражнения: игра «Морской бой».
Лексическиеединицы: das Bundesland;der Bürger (die Bürger) ;der Einwohner (die Einwohner) / der Bewohner (die Bewohner);das Gebiet (die Gebiete) ;grenzen an (Akk.); die Hauptstadt (die Hauptstädte);der Staat (die Staaten) ;das Symbol (die Symbole); das Staatssymbol ;die Staatsflagge;das Staatswappen;die Nationalhymne.
Практические занятия: 1. Проект «Памятные места моего города»» ( 2 ч.).
2. Заочная экскурсия по Беларуси « Каждая страна гордиться своими достопримечательностями» (2 ч.).
Тема 5: Литература (4 ч.)
Рассказать о предпочтения в литературе.
Расспросить о предпочтениях в литературе.
Высказать мнение о прочитанной книге.
Рассказать о популярных художественных произведениях Республики Беларусь/ страны изучаемого языка.
Обосновать важность чтения в жизни человека.
Практические упражнения: игра «Чудо дерево»
Лексическиеединицы: die Fabel, die Kurzgeschichte, die Sage, der Mythos, die Novelle, die Ode, die Skizze, die Erzählung, das Stück, die Erzählung, der Roman, das Märchen, der Sketch, die Epopöe, das Epos, das Essay
Практические занятия:
- Праздник «Deutsche Märchenstraße» (1ч.)
- Путешествие в страну сказок (1ч.)
- Сказки братьев Гримм «Звёздный талер» (инсценировка ) (2 ч.)
Тема 6: Кино (4 ч.)
Расспросить о предпочтениях в кино.
Расспросить о зарубежном актёре (режиссёре).
Рассказать о любимом белорусском актёре (режиссёре).
Дать оценку просмотренному фильму.
Рассказать о кинофестивалях Республики Беларусь/страны изучаемого языка.
Сообщить интересные факты из истории кинематографа.
Оценить роль кинематографа в жизни человека.
Теория: сложноподчинённые предложения das Satzgefüge.
Практические упражнения:тест.
Лексические единицы: Beleuchten drehen
Das Drehbuch der Horrorfilm
Der Schwarz-Weiß-Film die Handlung
Die Leinwand die Fachleute
Der Bühnenbildner der Maskenbildner
Der Schauspieler die Hauptrolle
Verfilmen wirken auf (Akk.)
Vertonen der Zuschauer
Практические занятия: 1.Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Маленькая принцесса» (1.5 ч.).
2. Проект «Любимый актёр» (1.5 ч.).
3.Презентация « Listapad» и « Berlinale» (1 ч.).
Тема 7: Музыка (4 ч.)
Рассказать о предпочтениях в музыке.
Расспросить собеседника о предпочтениях в музыке.
Рассказать об известных исполнителях/музыкантах/композиторах РБ/страны изучаемого языка.
Запросить информацию о концерте/ музыкальном спектакле и выразить своё отношение к нему.
Сравнить различные музыкальные стили.
Обсудить роль музыки в жизни человека.
Теория:DasSubstantiv.
Практические упражнения: игра «Ассоциация».
Лексическиеединицы: die Melodie, der Musiker, musikalisch, modern, das Mikrophon, musizieren, der Unterricht, unvergesslich,die Stereoanlage, die Stimme, spielen, schön, das Saxophon, der Sänger, das Schlagzeug, der Stil, Schubert, Strauß,interessant, das Instrument,der Komponist, der Kopfhörer, das Klavier, die Klassik, der Kontrabass, der Kassetenrekorder, die Klarinette, das Konzert.
Практические занятия: 1. Кластер «Музыка» ( 0,5 ч.).
2.Просмотр и обсуждение видеофильма «Музыка в Германии» ( 1,5 ч.).
3.Разучивание и разыгрывание диалогов (1 ч.).
4. Разучиваниепесни Xavier Naidoo «Dieser Weg». ( 1 ч.).
Тема 8: Здоровый образ жизни (4 ч.)
Рассказать о завтраке, обеде и ужине в семье.
Расспросить родственника/ друга о завтраке, обеде и ужине в его семье.
Рассказать о здоровом питании.
Расспросить собеседника о здоровом питании.
Рассказать об основных недомоганиях.
Расспросить собеседника об основных недомоганиях.
Дать совет о здоровом образе жизни (гигиена, питание, зарядка)
Практические упражнения: игра «Разноцветные ступеньки»
Лексическиеединицы:der Arm,das Bein, das Fieber, die Hand, das Ohr, der Bauch, das Haar, die Nase, der Arzt, der Doktor, der Fuß, der Kopf, die Praxis, das Auge, das Gewicht, der Mund, das Problem, aufstehen, helfen,schlafen, krank, müde, schlecht
Практические занятия:
- Своя игра «Здоровый образ жизни» (1 ч.)
- Викторина «Полезная еда» (1 ч.)
- Соревнование «Olympischer Siebenkampf» (1 ч.)
- Проект по теме «Здоровье» (1 ч.)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы будет способствовать:
- позитивной социализации воспитанников;
- формированию у воспитанников картины мира, адекватной современному уровню научных знаний;
- интеграции личности в национальную и мировую культуру;
- формированию социальной компетентности воспитанников;
- созданию условий для развития социально успешной личности.
В ходе освоения программы воспитанник приобретёт следующие социально-личностные компетенции:
- компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации;
- компетенции гражданственности и патриотизма;
- компетенции социального взаимодействия;
- компетенции коммуникации;
- компетенции здоровьесбережения;
- компетенции самосовершенствования;
У воспитанника будут сформированы следующие способности и социально-личностные качества:
- сформированность критического мышления;
- умение учиться в течение всей жизни;
- умение работать в команде и самостоятельно;
- быть способным порождать новые идеи (креативность);
- быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Образовательный итоговый квест.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.
Общие организационные формы взаимодействия педагога и обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, а также учебные и игровые занятия, театрализованные представления, виртуальные экскурсии и конкурсы.
Основными методами организации деятельности являются:
- метод сюжетно - ролевой игры;
- методы состязательности;
- метод коллективной творческой деятельности (КТД);
- словесный, наглядный, демонстрационный, проблемно-поисковый, исследовательский и практический методы.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, утвержденная Приказом Министерства образования Республики Беларусь 24.05.2011 № 336.
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (общественно-гуманитарный профиль), утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения – Учебник для студентов пед. вузов / В.П. Беспалько. – Москва: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. – 336 с.
- Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. – Москва: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.
- Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://method.nchtdm.by
- Материалы сайта: www.macmillan.ru
- Материалы сайта: www.uchitel-izd.ru
- Материалы сайта: www.starfall.com
- Материалы сайта: www.primary resources.co.UK
- Материалы сайта: LearnEnglish
раскрыть » / « свернуть