ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребывание детей государственного учреждения образования
«Гимназия г.Шклова»
Раздел 1.
Анализ работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей ГУО «Гимназия г. Шклова»
Летние каникулы - самое благоприятное время для развития и совершенствования творческого потенциала детей, их личностных возможностей, приобщения к культурным ценностям, вхождения в систему социальных связей, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Организация работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей ГУО «Гимназия г. Шклова» - одна из интереснейших и важнейших работы форм с учащимися гимназии в летний период. Лагерь выполняет важную миссию оздоровления и воспитания детей.
В целях организации полноценного отдыха и оздоровления учащихся гимназии в период летних каникул 2023 года, на основании приказа отдела по образования Шкловского райисполкома № 201 от 19.05.2023 года «Об организации оздоровительной кампании и занятости детей и подростков в летний период 2023 года» будет организована работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» ГУО «Гимназия г.Шклова» для детей, нуждающихся в оздоровлении в две смены по культурно-досуговому профилю. Первая смена в период с 01.06.2023 по 26.06.2023 гг., вторая в период 29.06.2023 по 25.07.2023 гг.
При планировании работы Лагеря, постановке воспитательных задач, раскрытии их в содержании воспитательной работы, основных формах деятельности, методах организации процесса воспитания педагогические работники Лагеря ориентировались на Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепцию отдыха и оздоровления детей Республики Беларусь, Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021 – 2025 (Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г.№ 312).
Цель оздоровительной кампании и летней занятости обучающихся государственного учреждения образования «Гимназия г.Шклова» в 2022 году: организация занятости учащихся в период летних каникул, создание условий для оздоровления, отдыха и личностного развития учащихся, профилактика безнадзорности, восстановление и укрепление физических и духовных сил обучающихся, формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности.
В летний период 2022 года на базе государственного учреждения образования «Гимназия г. Шклова» функционировал оздоровительный лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием для детей нуждающихся в оздоровлении (далее Лагеь) в две смемы (без профиля).
С 1 июня 2022 года по 21 июня 2022 года работала первая смена Лагеря дневного пребывания детей «Солнышко», в котором оздоровилось 70 учащихся I-IV классов. Директор лагеря Сербантович И.И., заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора лагеря Тарасова А.Д. Традиционно наиболее востребованной была первая смена, но в целом запросы детей и их родителей были удовлетворены. С 24 июня 2022 года по 14 июля 2022 работала вторая смена оздоровительного Лагеря, в котором оздоровилось 40 учащихся I - IV классов. Директор Лагеря Богатырёва Т.А., директор гимназии, заместитель директора Лагеря Микалуцкая В.Н., Работа лагеря была посвящена формированию навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения обучающихся.
Лагерь был обеспечен качественными продуктами питания, необходимыми лекарственными средствами, укомплектован квалифицированными кадрами педагогических, медицинских работников и поваров.
Жизнь ребят в Лагере достаточно насыщенная – это и ежедневные спортландии, викторины, эстафеты, соревнования между отрядами, игровые программы, музыкальные конкурсы и другие мероприятия.
Рационально составленные планы работы Лагеря, соблюдение режима дня и других гигиенических норм, сбалансированное питание позволили детям за время оздоровительной компании стать сильными, крепкими, а самое главное – здоровыми!
С целью профилактики правонарушений и предупреждения асоциального поведения подростков учащиеся гимназии, требующие повышенного педагогического внимания, приняли участие в областной профилактической акции «Провожу лето с пользой». Деятельность учащихся была направлена на приобретение ими практических трудовых навыков, вовлечение детей в общественно полезную деятельность, формирование у них навыков здорового образа жизни.
В Лагере детям были продемонстрированы образовательные фильмы и проведены беседы по профилактике наркомании среди подростков с участием сотрудников ИДН Шкловского РОВД, медицинских работников УЗ «Шкловская ЦРБ».
Ход работы Лагеря подразделяется на четыре периода:
1. Подготовительный период:
· формирование пакета правовых-нормативно документов;
· формирование списков детей на основе родительских заявлений;
· формирование отрядов;
· комплектование кадрового состава;
· подбор учебно-методического материала, видеоматериалов;
· планирование работы.
2. Организационный период:
· период организационных мероприятий с детьми, педагогами и родителями по подготовке к Лагерю;
· формирование отрядов.
3. Основной период:
· внедрение системы детского самоуправления;
· участие детей в сюжетно-ролевых играх, коллективной творческой деятельности взрослых и детей по подготовке и проведению отрядных и общелагерных мероприятий;
· реализация экскурсионной программы;
· физкультурно - оздоровительные мероприятия;
· культурно - досуговые мероприятия;
4. Итоговый период:
- подведение итогов работы Лагеря;
- анализ участия каждого воспитанника в жизни отряда;
- закрытие лагерной смены;
- анализ работы Лагеря;
- обработка и аналитических оформление материалов работы лагеря.
Основной целью работы летнего лагеря «Солнышко» является:
организация полноценного отдыха и оздоровления учащихся гимназии в каникулярный период.
Для реализации цели поставленной решались следующие задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, привитие навыков здорового образа жизни.
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Перспективный план работы летнего оздоровительного лагеря стал продолжением программы воспитательной работы гимназии и была организована следующим по направлениям:идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, нравственно-правовое воспитание, эстетическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, экологическое воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры быта и досуга.
Продолжительность смены составила 18 дней. В течение смены дети находились в лагере с 08:00 до 18:00, в соответствии с утвержденным режимом дня. В режиме летнего лагеря было предусмотрено трёхразовое питание, меню было разнообразным. В рационе постоянно были фрукты, соки, овощи. Санитарно-гигиенические нормы в столовой соблюдались. Ежедневно с воспитанниками педагоги проводили занятия по обучению правилам безопасной жизнедеятельности в рамках республиканской акции «Жизнь прекрасна! Думай! Береги себя!». Особое уделялось внимание вопросам сохранения жизни и здоровья формированию, у воспитанников навыков ЗОЖ. В течение смены медицинская сестра проводила ежедневный осмотр детей, организовывала беседы с ребятами («Первая доврачебная помощь пострадавшему в различных ситуациях», «Аллергические реакции», «Ожоги», «Укусы насекомых», «Профилактика клещевого энцефалита»). Ежедневно проводилась утренняя коллективная зарядка, состоящая из комплекса физических упражнений для развития детей.
Содержание воспитания:
- познавательная деятельность;
- творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- коммуникативная деятельность.
Познавательная деятельность. В течение двух лагерных смен проведены следующие мероприятия: викторина по ПДД «Счастливый случай» (воспитание культуры безопасной жизнедеятельности), игровая программа «Загадки о природе», квест-игра «Подводный мир» (экологическое воспитание), игровая программа «Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат»трудовая акция «Уют и чистота»), (трудовое и профессиональное воспитание), викторина «Шкловская земля от А до Я» в рамках областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпоўе», акция «В сердцах на веки», конкурс чтецов стихов о Великой отечественной войне «В памяти на веки», кинолекторий (просмотр военной драмы) «Ночь на кордоне» (идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание).
Творческая деятельность: торжественная линейка по открытию лагерной смены «Наши символы - наша гордость» (идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание), программа «Летние чтения – вот это приключения!», выставка - конкурс «С папой всюду вместе» (эстетическое воспитание).
Игровая деятельность: спортивно - игровая программа «Весёлые старты», спортивные эстафеты «Малые олимпийские игры», игровая программа «Мисс – Солнышко – 2022»; спортивная игра «В здоровом теле – здоровый дух», спортивные эстафеты «Безопасное лето» (воспитание культуры безопасной жизнедеятельности), спортивная игра «Водяной шар», программа «Водный пионербол», конкурс рисунков «Краски лета» (воспитание культуры здорового образа жизни).
Коммуникативная деятельность: игровая программа «Давайте познакомимся», конкурсная программа «Мистер-мастер на все руки», торжественное закрытие лагерной смены «До свидания, Лагерь» (эстетическое воспитание).
В течение первой смены реализовывался образовательный проект «ШАГ»: «Нам Родина подарила счастливое детство» (к Международному Дню защиты детей), «Докажем делом, что не зря на нас надеется земля» (ко Всемирному Дню охраны окружающей среды), «Наши символы – наша гордость»(идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание).
В течение всего периода дети посещали мероприятия, которые проводились учреждениями: районный дом культуры, УК «Шкловский районный историко-краеведческий музей», ГУО «Центр детского творчества «Прамень» г.Шклова», Шкловская Спасательная Станция Совета ОСВОД, Шкловским РОЧС.
РДК (два мероприятия): игровая программа «В поисках здоровья»; показ фильма «Мальчик в полосатой пижаме».
ГУО «ЦДТ «Прамень» г.Шклова» (три мероприятия): игровая программа «Ярморочные забавы», игровая-развлекательная программа «Зажигает детство», детская дискотека.
В день защиты детей дети посетили городской парк для участия в праздничных мероприятиях, приуроченных к Международному Дню защиты детей, участвовали в конкурсах, играх, викторинах, в конкурсе рисунков на асфальте.
Летние каникулы с музеем. Воспитанники лагеря посетили два мероприятия УК «Шкловский районный историко-краеведческий музей»: познавательную программу «Безопасные каникулы»; выставку «Волшебные краски Индии».
Совершили поход на Шкловскую спасательную станцию совета ОСВОД, сотрудники станции провели с воспитанниками лагеря обучающее занятие в рамках «Энциклопедии безопасности» по обучению навыкам безопасного поведения на воде и вблизи водоёмов.
Ежедневно в течение всего периода с воспитанниками лагеря проводились занятия по правилам безопасности в рамках акции «Жизнь прекрасна! Думай! Береги себя!» (правилах дорожного движения, правилах поведения в общественных местах, профилактике травм и др.)
Состоялась выездная встреча. Сотрудники Шкловского РОЧС познакомили ребят с профессией спасатель, с техническими возможностями специализированной техники, продемонстрировали воспитанникам мастер-класс «тушение пожара». Зигуля Я.П. провела с ребятами профилактическую беседу с элементами игры по соблюдению мер личной безопасности.
Состоялась встреча с начальником ИДН Шкловского РОВД Бакунович Р.А., который в очередной раз провёл с ребятами беседу, направленную на предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних в каникулярный период.
Перед началом работы были проинструктированы работники лагеря по охране труда, правилам безопасного поведения. Воспитанники лагеря проходили инструктаж перед началом смены, в первый день их посещения лагеря. Были оформлены уголки здоровья, по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, информационный стенд Лагеря и др.
Результативность:
Поставленные цели и задачи были выполнены в результате слаженной работы воспитателей и детей. Вся воспитательная деятельность в лагере была организована в соответствии с планом воспитательной работы. Хорошая работа воспитателей способствовала созданию доброжелательной атмосферы в Лагере. За время пребывания в лагере ребята очень сдружились между собой. Все воспитатели старались, чтобы летний отдых стал ярким и незабываемым. В последний день каждой лагерной смены с воспитанниками Лагеря проведено итоговое анкетирование с целью выявления удовлетворённости воспитанников лагерной сменой. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у воспитанников преобладает положительное отношение к прошедшей лагерной смене и у них есть желание для посещения Лагеря в следующем году, большинство из опрошенных, посещали лагерь с удовольствием. Детям понравилась жизнь в Лагере, все нашли новых друзей, каждый смог чему-то научиться сам и научить других. Все желали друг другу удачных каникул, исполнения желаний, успехов. В сердце каждого останутся как большие общелагерные мероприятия, так и мероприятия, проводимые в отдельных отрядах.
Также проведено итоговое анкетирование родителей воспитанников Лагеря с целью выявления отношения родителей к прошедшей лагерной смене. Результаты анкетирования показывают, что у большинства родителей осталось хорошее мнение о прошедшей лагерной смене и о работе сотрудников Лагеря. Почти все опрошенные родители считают, что дети провели время в Лагере с пользой, многие планируют отправить своих детей в будущем году.
Выводы: работа лагеря прошла интересно. Дети смогли себя реализовать по своим возможностям, проявив активность и инициативу, укрепили здоровье. Отдых и оздоровление детей прошли в соответствии с планом. Можно отметить, что летняя оздоровительная кампания 2022 года прошла удовлетворительно. Нашими основными задачами при организации оздоровительной кампании в 2023 году будут такие направления, как увеличение охвата детей организованным отдыхом, контроль их безопасности, организация полноценного оздоровления и полезной занятости.
Раздел 2
Обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей ГУО «Гимназия г. Шклова». Нормативно правовое обеспечение.
Оздоровительный лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием детей является структурным подразделением государственного учреждения образования «Гимназия г.Шклова» (далее Лагерь). Функционирование данного лагеря позволит организовать оздоровление детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Продолжительность смены определятся отделом по образованию Шкловского райисполкома (учредителем оздоровительного лагеря) составляет 18 дней.
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание является приоритетным направлением деятельности Лагеря.
Работа Лагеря направлена на:
üорганизацию полноценного отдыха и оздоровления учащихся гимназии в период летних каникул;
üсоздание условий для организованного отдыха детей;
üпроведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
üприобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
üформирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры; привитие навыков здорового образа жизни;
üформирование у ребят навыков общения и толерантности.
Реализация данных задач осуществляется в ходе освоения детьми содержания Перспективного плана работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием для детей, нуждающихся в оздоровлении ГУО «Гимназия г.Шклова» (далее Перспективный план). Перспективный план утверждён в установленном порядке директором оздоровительного лагеря и согласован с начальником по образованию Шкловского райисполкома. На основе Перспективного плана составлен план воспитательной работы Лагеря с детьми, нуждающимися в оздоровлении, который включает ряд мероприятий направленных на реализацию поставленных задач. В план включается комплекс мероприятий по оздоровлению; предусматривается наличие основных видов деятельности (познавательной, творческой, игровой, коммуникативной).
При организации работы Лагеря предусмотрена:
üреализация принципа гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса;
üреализация принципа соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
üреализация принципа демократичности: Участие всех детей и подростков в программе;
üреализация принципа дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
üотбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
üсоздание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
üактивное участие детей во всех видах деятельности.
üреализация принципа творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
При организации воспитательно-оздоровительной работы в Лагере соблюдаются следующие ключевые подходы:
üдеятельностный подход. Человек проявляется и развивается в деятельности. При реализации плана воспитательной работы идёт вовлечение воспитанников в совместную деятельность;
üсистемный подход. Организация воспитательной деятельности в лагере рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на реализацию общей цели, имеющих ресурсное обеспечение, связь с внешней средой, обратную связь;
üиндивидуально-творческий подход. Предполагает учёт индивидуальных запросов, интересов и склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
üличностно-ориентированный подход. Предполагает помощь в осознании каждым воспитанником себя личностью, своей ценности, личной свободы, развитии у детей умений прогнозировать и контролировать себя, создании условий для личностного роста, самовыражения участников смены;
üценностный подход. Предполагает воспитание у ребят ценного отношения к природе, окружающему миру, здоровому образу жизни;
üгуманистический подход. Ориентирован на организацию взаимодействия участников смены, базирующемся на взаимном уважении, справедливости, стремлении сделать межличностные отношения гуманными.
Деятельность Лагеря регламентируется следующими нормативными правовыми документами:
При планировании работы Лагеря, постановке воспитательных задач, раскрытии их в содержании воспитательной работы, основных формах деятельности, методах организации процесса воспитания педагогические работники Лагеря ориентировались на Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепцию отдыха и оздоровления детей Республики Беларусь, Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021 – 2025(Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г.№ 312) и другие нормативно-правовые документы.
В соответствии со ст.17 Кодекса Республики Беларусь об образовании при организации работы Лагеря предусмотрено наличие следующих составляющих воспитания:
- идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества, является основой содержания воспитания и направлено на формирование знаний основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
- гражданское и патриотическоевоспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
- духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;
· эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
- воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности;
- воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
- формирование навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;
- семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;
- трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание воспитанниками труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
- экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;
- воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
- воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
- поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
- экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности.
Раздел 3
Цель и задачи работы летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей ГУО «Гимназия г. Шклова».
Исходя из результатов анализа работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей ГУО «Гимназия г. Шклова» за предыдущий оздоровительный периоди обоснования общих подходов, лежащих в основе традиционной воспитательной системы в Лагере, а также нормативной правовой базы Республики Беларусь, регламентирующей организацию оздоровления детей в оздоровительных лагерях, направлений развития системы образования в Республике Беларусь, нами определены следующие цели и задачи работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для детей нуждающихся в оздоровлении государственного учреждения образования «Гимназия г.Шклова» на 2021 – 2025 гг.
Цель: создание условий для эффективного педагогического взаимодействия для организации отдыха и оздоровления детей, формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной личности, выработки у воспитанников стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятным факторам внешней среды.
Задачи:
формирование у воспитанников патриотизма, уважения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего государства;
организация разностороннего, познавательно и эмоционально насыщенного досуга с разумным включением в него оздоровительной практики;
повышение уровня знаний по основным факторам риска для здоровья и альтернативным формам поведения;
культивирование у детей и подростков осмысленного отношения к собственному физическому и духовному здоровью.
Раздел 4. Организационно-содержательная модель реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении:
Содержание воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении включает проведение воспитательных мероприятий, теоретических и практических занятий: познавательная деятельность, творческая деятельность, игровая деятельность и коммуникативная деятельность по следующим направлениям: идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, нравственно-правовое воспитание, эстетическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, экологическое воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры быта и досуга.
Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психологического и социального здоровья детей является одной из первоочередных задач летней оздоровительной кампании.
Деятельность Лагеря направлена на реализацию познавательных интересов личности ребёнка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг в тесном сотрудничестве с учреждениями спорта и культуры г.Шклова: УК «Шкловский историко-краеведческий музей», ГУО «Центр детского творчества «Прамень» г.Шклова», ГУК «Централизованная клубная система Шкловского района», «Шкловская детская школа искусств» и др.
В летний период 2023 года оздоровительный лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием детей будет функционировать в две смены по культурно-досуговому профилю.
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание является приоритетным направлением деятельности в период летней оздоровительной кампании 2023 года. В целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2023 год в Беларуси объявлен Годом мира и созидания. В государственном учреждении образования «Гимназия г.Шклова», структурным подразделением которого является Лагерь, имеется хорошая база для реализации данного направления – сама гимназия расположена в знаковом историческом месте «Шкловская ратуша», памятник архитектуры классицизма, в котором сейчас располагается гимназический музей, Гимназия находится в центре ряда социокультурных объектов города, таких как мемориальный комплекс «Память», «Аллея Героев», УК «Шкловский историко-краеведческий музей», Спасо-Преображенская церковь г.Шклова, Римско-католический костёл святого Петра и Павла, Шкловская синагога, обелиск воинам-интернационалистам, памятник воинам пограничникам.
Особенности организации оздоровительных смен
При организации работы Лагеря по культурно-досуговому профилю предусмотрена:
реализация принципа непрерывности и преемственности образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи и воспитательно-оздоровительных учреждениях;
обеспечение условий для работы органов детского самоуправления;
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
системность в организации деятельности по профилю смены;
личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.
Ключевые подходы к реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении:
Деятельностный подход. Человек проявляется и развивается в деятельности. При реализации плана воспитательной работы идёт вовлечение воспитанников в совместную деятельность по направлению работы лагеря.
Системный подход. Организация воспитательной деятельности в лагере рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на реализацию общей цели, имеющих ресурсное обеспечение, связь с внешней средой, обратную связь.
Индивидуально-творческий подход. Предполагает учет индивидуальных запросов, интересов и склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей каждого воспитанника.
Личностно-ориентированный подход. Предполагает помощь в осознании каждым воспитанником себя личностью, своей ценности, личной свободы, развитии у детей умений прогнозировать и контролировать себя, создании условий для личностного роста, самовыражения участников смены.
Ценностный подход. Предполагает воспитание у ребят ценного отношения к родной стране, окружающему миру, здоровому образу жизни.
Гуманистический подход. Ориентирован на организацию взаимодействия участников смены, базирующемся на взаимном уважении, справедливости, стремлении сделать межличностные отношения гуманными.
Основные мероприятия на оздоровительный период
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание
|
|
Республиканская акция «Год народного единства – год добрых дел»
|
|
Республиканская киноакция «Киноуроки. Мы белорусы – мирные люди!»
|
|
Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства»
|
|
Патриотическая акция «Роднае-народнае»
|
|
Республиканская акция «Я гэты край Радзімаю заву»
|
|
Республиканский конкурс «Познай Беларусь»
|
|
Торжественное открытие лагерной смены «Собери Беларусь в своем сердце» в рамках республиканского проекта «Шаг к успеху»
|
|
День памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» в рамках республиканского проекта «Шаг к успеху»
|
|
Устный журнал «Любовью к Родине дыша…» в рамках республиканского проекта «Шаг к успеху»
|
|
Игровая программа, посвящённая Дню защиты детей «Лето в гости приглашает» в рамках республиканской акции «Правильное лето!» под девизом «Солнечно, радостно, классно: лето пройдет не напрасно!»
|
|
Трудовые акции «Не оставим без заботы» (благоустройство мест захоронений советских солдат, участников Великой Отечественной войны)
|
|
Кинолектории «Беларусь. Достояние республики», «Моя Беларусь» (Беларусь глазами известных людей), «Знаменитые спортсмены Беларуси»
|
|
Виртуальные экскурсии «Я родным краем ганаруся», «Слаўныя сыны Беларусі»
|
|
Информационный час «Беларусь успешная»
|
|
Квест-игра «Мой любимый город Шклов» в рамках областного проекта « # Мая _Зямля_ Прыдняпроўе»
|
|
Музыкальный час «Венок белорусских песен» в рамках областного проекта «#Мая-Зямля-Прыдняпроўе» в рамках областного проекта «#Мая-Зямля-Прыдняпроўе»
|
|
Игра Что? Где? Когда? «Шкловская земля от А до Я» в рамках областного проекта «#Мая-Зямля-Прыдняпроўе» в рамках областного проекта «#Мая-Зямля-Прыдняпроўе»
|
|
Викторина «Символы белорусских городов Могилёвской области» в рамках областного проекта «#Мая-Зямля-Прыдняпроўе» в рамках областного проекта «#Мая-Зямля-Прыдняпроўе»
|
|
Творческий конкурс «Ганаруся табой, Беларусь»
|
|
Конкурсы рисунков и фотрграфий «Загляните в семейный альбом», «Герои страны – герои семьи»
|
|
Конкурс рисунков «Беларусь- страна национального согласия»
|
|
Музыкальный час «Мелодыі маёй Радзіммы»
|
Нравственно-правовое воспитание
|
|
Разъяснительно-профилактические беседы в рамках акции «Жизнь прекрасна! Думай! Береги себя!»
|
|
Игра-путешествие «В поисках сокровищ» в рамках республиканской акции «Правильное лето!» под девизом «Солнечно, радостно, классно: лето пройдет не напрасно!»
|
|
Тематические встречи с инспектором ИДН «Организация безопасного досуга»
|
Эстетическое воспитание
|
|
Театральная гостиная «В мире волшебной сказки» в рамках республиканской акции «Правильное лето!» под девизом «Солнечно, радостно, классно: лето пройдет не напрасно!»
|
|
«Мистер и Миссис лагеря» в рамках республиканской акции «Правильное лето!» под девизом «Солнечно, радостно, классно: лето пройдет не напрасно!»
|
|
КВН «Жить без улыбки – просто ошибка».
|
|
Закрытие лагерной смены « До встречи, лагерь!» в рамках республиканской акции «Правильное лето!» под девизом «Солнечно, радостно, классно: лето пройдет не напрасно!»
|
|
Игровая программа «Мульти - пульти»
|
|
Игровая программа «День Нептуна»
|
|
Конкурс рисунков «Вежливое слово»
|
|
Конкурсно-игровая программа «День сказок»
|
|
Викторина «Знаешь ли ты сказки?»
|
|
Сочинение «Самый сказочный момент в лагере»
|
Воспитание культуры здорового образа жизни
|
|
Час здоровья и спорта.
Спортландия, посвящённая началу лагерной смены “Ура! Каникулы!”
|
|
Час здоровья и спорта.
Игра-эстафета «Кто быстрее»
|
|
Час здоровья и спорта
Эстафета “От летних стартов к олимпийским вершинам”
|
|
Час здоровья и спорта Спортивно-игровая программа «Путешествие на остров Буян»
|
|
Спортивный праздник «Быстрее! Выше! Сильнее!» в рамках областного профилактического марафона «Провожу лето с пользой»
|
|
Час здоровья и спорта.
Спортивная игра «Силачи-ловкачи»
|
|
Час здоровья и спорта
Веселые старты «До победного конца»
|
Экологическое воспитание
|
|
Экологическая викторина «Юные природоведы»
|
|
Экологическая игра «Сохраним нашу землю голубой и здоровой»
|
|
Кинолекторий «Природа Беларуси»
|
|
Прогулка – наблюдение «Жизнь насекомых летом»
|
|
Экскурсия – наблюдение «Природа вокруг нас»
|
|
Экоакция «Чистый берег!»
|
|
Викторина «Угадай растение Красной книги»
|
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности
|
|
Профилактические беседы с сотрудниками МЧС
«Каникулы без дыма и огня»
|
|
Акция «Жизнь прекрасна! Думай! Береги себя!»
|
|
Флешмоб «Безопасное лето»
|
|
Профилактический марафон с участием сотрудников ГАИ «У правил дорожного движения каникул нет!»
|
|
Конкурс рисунков «Спасатели глазами детей»
|
|
Викторина по пожарной безопасности «Азбука безопасности»
|
|
Викторина «Соблюдаем законы дорог»
|
|
Кинолектории «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
|
Трудовое и профессиональное воспитание
|
|
Музыкальный конкурс «Песня Дружбы, Добра, Мира!» в рамках областного профилактического марафона «Провожу лето с пользой»
|
|
Трудовой десант «Не оставим без заботы»
|
|
Операции «Уют и чистота»
|
|
Творческий конкурс «Отходы в доходы»
|
Воспитание культуры быта и досуга
|
|
Игра-путешествие «В стране этикета» в рамках областного профилактического марафона «Провожу лето с пользой»
|
|
Игровая программа «Песни из любимых мультфильмов» (правила поведения)
|
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
- спортивные и игровые площадки лагеря;
- природно-рекреационные ресурсы территории лагеря;
- отрядные комнаты;
- спальные комнаты;
- актовый зал;
- игровой и спортивный инвентарь лагеря;
- музыкальное оборудование.
Методическое обеспечение:
- методическое сопровождение организации смен работниками отдела по образованию Шкловского райисполкома, государственного учебно-методического учреждения «Шкловский районный учебно-методический кабинет», государственного учреждения образования «Центр детского творчества «Прамень» г.Шклова;
- единый информационно-методический ресурс воспитательно-оздоровительных учреждений образования «TRI‑О.BY» (Образование. Оздоровление. Отдых):https://tri-o-zubronok.by;
- тематические страницы «Лето-2023» официальных сайтов главного управления по образованию Могилевского облисполкома, учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», отдела по образованию Шкловского райисполкома;
- копилка методических материалов творческой мастерской педагогических работников государственного «Гимназия г.Шклова»;
- наличие в соответствии с едиными требованиями Министерства образования Республики Беларусь планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы дополнительного образования детей и молодежи (культурно-досуговый профиль), должностных инструкций всех педагогических работников;
- проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены; подбор педагогических технологий и методик в соответствии с планом работы; консультаций, инструктивно-методических совещаний для педагогов лагеря;
- разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и подведения итогов.
Нормативное правовое обеспечение
организацию отдыха и оздоровления детей:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторнокурортном лечении и оздоровлении населения».
3. Закон Республики Беларусь «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторнокурортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57 «О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы».
7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательнооздоровительном учреждении образования».
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательнооздоровительного центра, оздоровительного лагеря».
10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2019 № 190 «О порядке направления педагогических работников и условиях оплаты их труда при оздоровлении детей».
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций».
12. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта».
13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2022 № 29 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 149 (в ред. Постановления Минобразования от 03.01.2014 №1) «Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи».
16. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи».
17. Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
18. Единые требования к планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
19. Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь.
Кадровое обеспечение:
директор лагеря, заместитель директора лагеря, педагог-организатор, воспитатели, руководитель физической культуры и здоровья, медицинский работник.
раскрыть » / « свернуть