ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Немецкий язык»
8 класс
I. Восприятие и понимание иноязычной речи на слух.
Восприятие и понимание на слух содержания аутентичных текстов различного характера (художественный, публицистический, информационный, прагматический и др.) в предъявлении преподавателя и в звукозаписи. Последующий контроль понимания содержания, прослушанного с разной степенью полноты, исходя из определенных коммуникативно-познавательных задач: аудирование с извлечением основной информации, аудирование с полным пониманием содержания аудио(видео)текста, аудирование с выборочным извлечением информации. Выполнение тестов с различными видами заданий.
II. Говорение
Совершенствование навыков устной речи (диалогической, монологической) с использованием языковых средств (лексика, грамматика, фонетика), оформление высказываний, адекватных задачам, условиям и предмету общения в соответствии с изученными сферами общения:
Сфера общения
|
Предметно-тематическое содержание
|
Коммуникативные задачи
|
Социально-бытовая
|
Национальная кухня
|
Рассказать о национальной кухне Республики Беларусь;
расспросить о национальной кухне страны изучаемого языка;
сравнить традиционные завтрак, обед и ужин в Республике Беларусь и стране изучаемого языка;
рассказать об известных блюдах разных стран
(базовый и повышенный уровни);
описать правила поведения за столом;
сравнить домашнее питание и фастфуд;
описать национальные кулинарные традиции разных стран
|
Деньги
|
Расспросить об отношении к карманным деньгам;
аргументировать свое отношение к карманным деньгам;
рассказать о своих карманных расходах и обосновать их;
обсудить потенциальные возможности заработать деньги
(базовый и повышенный уровни);
высказать мнение по поводу неоправданных расходов;
высказать мнение о роли денег в жизни человека
|
Учебно-трудовая
|
Школьные традиции
|
Рассказать о школьных традициях в Республике Беларусь;
расспросить о школьных традициях в стране изучаемого языка;
порекомендовать клуб (кружок,спортивную секцию)
(базовый и повышенный уровни);
рассказать о своем участии в жизни школы;
сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника
|
Социально-культурная
|
Литература
|
Рассказать о предпочтениях в литературе;
расспросить о предпочтениях в литературе;
рассказать о любимом белорусском (зарубежном писателе);
высказать мнение о прочитанной книге
(базовый и повышенный уровни);
рассказать о популярных художественных произведениях Республики Беларусь (страны изучаемого языка);
обосновать важность чтения в жизни человека
|
Кино
|
Расспросить о предпочтениях в кино;
расспросить о зарубежном актере (режиссере);
рассказать о любимом белорусском актере (режиссере);
обсудить просмотренный фильм
(базовый и повышенный уровни);
рассказать о кинофестивалях Республики Беларусь
(страны изучаемого языка);
сообщить интересные факты из истории кинематографа;
оценить роль кинематографа в жизни человека
|
Музыка
|
Рассказать о предпочтениях в музыке;
расспросить собеседника о предпочтениях в музыке;
рассказать об известных исполнителях
(музыкантах, композиторах) Республики Беларусь (страны изучаемого языка);
запросить информацию о концерте (музыкальном) спектакле;
рассказать о концерте (музыкальном спектакле) и выразить свое отношение к нему
(базовый и повышенный уровни);
сравнить различные музыкальные стили;
обсудить роль музыки в жизни человека
|
Социально-познавательная
|
Обычаи и традиции Республики Беларусь
и стран изучаемого языка
|
Рассказать о памятных датах и традициях Республики Беларусь;
расспросить о памятных датах и традициях страны изучаемого языка;
описать народный праздник
(базовый и повышенный уровни);
порекомендовать посетить (принять участие) в культурных мероприятиях;
сравнить обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка
|
III. Грамматика и лексика
Совершенствование грамматических навыков. Выполнение лексико-грамматических тестов с анализом ошибок и объяснением наиболее сложных грамматических явлений.
Местоимения:
неопределенные местоимения jemand, niemand, viel (viele), einige.
|
Имя существительное:
род имен существительных (определение по формальным признакам): средний род– субстантивированные инфинитивы; имена существительные с суффиксами среднего рода (см. «Лексика»), большинство имен существительных с приставкой ge-.
Склонение имен существительных среднего рода.
Множественное число имен существительных среднего рода.
|
Глагол:
систематизация модальных глаголов по значению.
Временная форма глагола Plusquamperfekt Aktiv для выражения предпрошедшего времени.
Возвратные глаголы с sich в Dativ.
Временные формы страдательного залога Präsens Passiv, Präteritum Passiv.
Модальный глагол lassen.
|
Предлоги:
предлоги von, bei, seit, требующие дательного падежа.
Предлог außer, требующий дательного падежа; предлог während, требующий родительного падежа.
|
Наречие:
местоименные наречия в вопросительных и повествовательных предложениях.
|
Имя числительное:
дробные числительные.
|
Имя прилагательное:
склонение имен прилагательных после определенного артикля; указательных местоимений dieser (dieses, diese), jener (jenes, jene); неопределенного местоимения jeder (jedes, jede).
Склонение имен прилагательных после вопросительного местоимения welcher (welches, welche).
|
Синтаксис:
Инфинитивная группа um … zu + Infinitiv. Порядок слов.
Сложноподчиненные предложения: придаточные предложения причины с союзами weil, da; придаточные условные предложения с союзом wenn.
Сложноподчиненные предложения: придаточные предложения времени с союзом nachdem.
|
ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Немецкий язык»
7 класс
I. Восприятие и понимание иноязычной речи на слух.
Восприятие и понимание на слух содержания аутентичных текстов различного характера (художественный, публицистический, информационный, прагматический и др.) в предъявлении преподавателя и в звукозаписи. Последующий контроль понимания содержания, прослушанного с разной степенью полноты, исходя из определенных коммуникативно-познавательных задач: аудирование с извлечением основной информации, аудирование с полным пониманием содержания аудио(видео)текста, аудирование с выборочным извлечением информации. Выполнение тестов с различными видами заданий.
II. Говорение
Совершенствование навыков устной речи (диалогической, монологической) с использованием языковых средств (лексика, грамматика, фонетика), оформление высказываний, адекватных задачам, условиям и предмету общения в соответствии с изученными сферами общения:
Сфера общения
|
Предметно-тематическое содержание
|
Коммуникативные задачи
|
Социально-бытовая
|
Внешность и характер
|
Описать внешность человека и его характер;
расспросить о внешности и характере друга (членов семьи);
высказать и аргументировать свое мнение по поводу характера человека;
высказать комплимент по поводу внешности;
обсудить характер героя фильма (книги).
|
Покупки
|
Рассказать о различных магазинах в Республике Беларусь;
расспросить о магазинах в стране изучаемого языка;
запросить и сообщить информацию при покупке непродовольственных товаров;
дать совет при выборе покупки;
рассказать о своем отношении к покупкам.
|
Друзья
|
Рассказать о своих друзьях и знакомых (внешность, характер, любимые занятия);
рассказать историю знакомства с другом;
расспросить собеседника о его друзьях;
высказать мнение о настоящей дружбе, аргументируя свою точку зрения.
|
Жизнь в городе и деревне
|
Описать город или деревню;
расспросить собеседника о преимуществах/недостатках его места жительства;
спросить и объяснить дорогу ;
провести экскурсию по своему городу или деревне;
сравнить жизнь в городской и сельской местности.
|
Учебно-трудовая
|
Урок иностранного языка
|
Выразить свое отношение к изучению иностранного языка;
рассказать об уроке иностранного языка; обосновать важность изучения иностранного языка;
обсудить способы изучения иностранного языка;
расспросить о выполнении домашнего задания по иностранному языку .
|
Социально-культурная
|
Спорт
|
Рассказать о популярных видах спорта;
рассказать о выдающихся спортсменах Республики Беларусь;
расспросить собеседника о выдающихся спортсменах страны изучаемого языка;
расспросить собеседника об индивидуальных занятиях спортом;
выразить свое отношение к занятиям спортом и аргументировать его;
дать советы по поддержанию физической формы;
рассказать об истории Олимпийских игр (о крупнейших спортивных соревнованиях).
|
Социально-познавательная
|
Путешествие по разным странам
|
Высказать и аргументировать свое отношение к путешествию различными видами транспорта;
Заказать (купить) билет на автобус (поезд, самолет);
рассказать о своем реальном (воображаемом) путешествии
обсудить маршрут путешествия;
поделиться впечатлениями о путешествии;
порекомендовать посетить страну/город.
|
III. Грамматика и лексика
Совершенствование грамматических навыков. Выполнение лексико-грамматических тестов с анализом ошибок и объяснением наиболее сложных грамматических явлений.
Местоимения:
указательные местоимения dieser (dieses, diese); jener (jenes, jene); неопределенное местоимение jeder (jedes, jede).
|
Артикль:
определенный артикль, если перед именем существительным стоит порядковое числительное или имя прилагательное в превосходной степени.
|
Имя Существительное:
род имен существительных (определение по формальным признакам): мужской род – отглагольные имена существительные; имена существительные с суффиксами мужского рода (см. «Лексика»). Склонение имен существительных мужского рода. Множественное число имен существительных мужского рода.
|
Имя Прилагательное:
склонение имен прилагательных после неопределенного артикля, притяжательных местоимений и отрицательного местоимения kein. Имя прилагательное: склонение имен прилагательных после определенного артикля der (die, das), местоимений dieser (dieses, diese); jener (jenes, jene); jeder (jedes, jede).
Степени сравнения имен прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения имен прилагательных gut, hoch, nah.
|
Наречие:
особые случаи образования степеней сравнения наречий gern, oft, viel.
|
Имя Числительное:
количественные и порядковые числительные свыше 100.
|
Глагол:
модальный глагол sollen для выражения запроса, поручения, сомнения в вопросительных предложениях. Глагол: модальный глагол sollte для выражения совета.
|
Предлоги:
предлог ohne, требующий винительного падежа. Предлог: предлог gegen, требующий винительного падежа. Предложения с двойным союзом nicht nur … sondern auch.
|
Синтаксис:
Сложноподчиненные предложения: порядок слов в придаточных предложениях; придаточные дополнительные предложения с союзами dass, ob.
Сложносочиненные предложения с наречиями dann, danach, darum, deshalb, выступающими в роли сочинительных союзов.
Сравнительная конструкция «wie, als + имя существительное».
Грамматический материал для рецептивного усвоения
Сложноподчиненные предложения: придаточные дополнительные предложения с союзами (союзными словами) wer, was, woher, wann, wohin, wie, wo.
|
раскрыть » / « свернуть